Понедельник, 14 октября 2013:
На буржуев смотрят свысока!
В течение многих лет после присоединения к коммунистическому Китаю бывшая колония Великобритании Гонконг борется за сохранение своей идентичности, языка и культуры. Но поскольку более богатые туристы из Китая в поисках отдыха, покупок и развлечений все более и более заполоняют просторы бывшей колонии, традиционному образу жизни Гонконга брошен серьезный вызов.
Не так давно Гонконг, население которого составляет порядка 7,5 миллионов человек, зарегистрировал у себя около 30 миллионов туристов из Китая, и это притом, что в 2002 году их было всего 7 миллионов. Другие центры туризма, такие как Париж, Сеул и Тайбэй, куда стремятся путешествовать китайцы, могут только завидовать таким показателям.
Китайские туристы вкладывают огромные средства в розничный сектор торговли Гонконга, что очень хорошо для экономики, но не всегда хорошо для местных жителей. Поскольку международные компании, специализирующиеся на обслуживании туристов из Китая, расширили свой бизнес, то арендная плата за торговые площади выросла, что привело к банкротству небольших магазинчиков, обслуживающих местных жителей. Цены на товары первой необходимости и недвижимость также выросли, приводя в расстройство простых обывателей и делая актуальным существенные изменения в жизни жителей Гонконга.
“У жителей Гонконга возникла небольшая психологическая проблема , ” - говорит Джозеф Ченг, политолог из Городского университета Гонконга, отмечая, что раньше Гонконг считался более обеспеченным, чем Китай. “Теперь же это наоборот. Китайцы скупают нашу недвижимость и приезжают за покупками в роскошные магазины. Хотя в целом, такая ситуация после объединения была неотвратимой”.
Гонконг стал частью Китая в 1997 после более чем 150 летнего британского колониального господства. Британские чиновники и местные жители, родом из южного Китая, превратили Гонконг в мировой центр финансов. Как часть соглашения о возврате под юрисдикцию Китая, было согласовано сохранить экономику и образ жизни Гонконга до 2047 года.
До 2003 года, во избежание огромного наплыва туристов, Гонконг разрешалось посещать только ограниченному количеству путешественников из Китая. Но когда эпидемия «птичьего гриппа» привела к спаду туристического потока, правительство разрешило индивидуальный туризм. Сегодня туристы из Китая составляют две трети посетителей Гонконга.
Сейчас в Гонконге растет недовольство этим туристическим бумом, хотя с экономической точки зрения жаловаться трудно, ведь туристы из Китая привозят и тратят в Гонконге много денег.
Общественность Гонконга выражает недовольство призывами Пекина к изменениям системы образования и более патриотическому воспитанию молодежи, что уже привело к протестам в сентябре прошлого года. Также становятся видимыми расхождения между жителями Гонконга и приезжими китайцами на ментальном уровне, в манерах поведения.
Среди мелких видимых различий, например, туристы в метро не всегда выстраиваются, как это положено в Гонконге, или говорят не так, как это принято у местных жителей. Многие в Гонконге жалуются, что все более и более чувствуют давление большого Китая в стремлении навязать свою культуру и обычаи, в том числе и в бизнесе. Традиционные для Гонконга небольшие магазинчики, с привычным для местных жителей ассортиментом товаров и с названиями на родном местном диалекте, все более и более замещаются на международные фирменные бренды, ведущие торговлю в большом Китае.
“Большинство небольших предприятий должно больше знать о привычках туристов из Китая, их покупательских запросах и также культуре торговли ,” говорит Дэвид Тинг, президент полутора тысячного объединения представителей малого и среднего бизнеса Гонконга. “Многие торговцы это знают, но большинство не хочет смириться и привыкнуть к этому”.
Жизнь вносит свои коррективы, и многим жителям Гонконга придется приспосабливаться к новым изменениям в своей жизни – экономика большого Китая развивается сумасшедшими темпами, а уровень доходов последователей учения Мао Дзедуна и Ден Сяопина значительно вырос.